История Шлемасс. Немного истории

simgen

Moderator
Регистрация
08.07.2018
Сообщения
8 715
Оценка реакций
333
Баллы
83

Шлемасс. Немного истории​



Шлемасс — село в Инзенском районе Ульяновской области. Входит в состав Коржевского сельского поселения. Село расположено в живописной местности по берегам реки Талы, в 35 км к северу от райцентра. Рядом с селом проходит дорога, которая соединяет его с ближайшими населёнными пунктами: деревня Челдаево и село Проломиха.

Происхождения названия села в настоящее время не имеет точного объяснения. Одна из версий, бытующая среди местных татар, носит шутливый характер и объясняет название села от татарского слова «Эшлэмэс» - неработающий, бездельник.

Мы склонны полагать, что название села связано с чем-то другим, например, названием реки или местности. Например, в «Топографическом описании Симбирского наместничества» есть такие строки: «…Канадейский уезд граничит к северу с Карсунским и Тагайским….Реки в Канадейской округе находятся нижеследующие: ……. 17-я. Шлемас, выходит из полей, течет на север и через 10 верст впадает в реку Суру...»[1]

При написании книги по истории села Дракино мы уже столкнулись с проблемой того, что в настоящее время пока невозможно назвать точную дату образования татарских сел, исторически появившихся практически в равном удалении друг от друга на правобережье реки Сура. Мы склонны полагать, что появление таких татарских сел, как Шлемасс, Чалдаево, Дракино, Стрельниково можно отнести к периоду 1613 – 1648г.г., т.к. именно в это время заканчивается строительство Карсунской засечной черты. К этому же периоду относятся упоминания служилых татар в Карсунском уезде. Есть основания полагать, что в числе основателей села был род Уразмамета мурзы Кудашева (1674г.р.). Данные о его семье мы можем увидеть в ревизской сказке 1762года.

Село небольшое, расположено вдоль реки Тала. Улица, по которой въезжаем в село со стороны дороги Инза-Коржевка, называется Аргы як («другая, противоположная сторона»). Не доезжая до кладбища (Зират, Каберлек), улица поворачивает на мост через Талу.

У магазина можно повернуть налево – на Нижнюю улицу (Тюбянге оч) или направо – на Верхнюю улицу (Югары оч). С Верхней улицы около медпункта развилка уводит направо – на Новую улицу (Яна урам). Есть небольшие переулки (Тыкырыклар), один из которых носит название «Чурапан», значение которого неизвестно.
[1] Масленицкий Т. Г. Топографическое описание Симбирского наместничества. 1780 г.​
 
Последнее редактирование:

simgen

Moderator
Регистрация
08.07.2018
Сообщения
8 715
Оценка реакций
333
Баллы
83
Численность населения села Шлемасс на протяжении последних трехсот дореволюционных лет непрерывно росла и в разные годы составляла:
Год​
Дворов​
Муж​
Жен​
Всего​
Источник​
Примечания​
1764​
111​
Ревизская сказка 1764г.​
Женщины не учитывались​
1816​
151​
166​
317​
Ревизская сказка 1816г.​
1834​
186​
187​
373​
Ревизская сказка 1834г.​
1850​
215​
226​
441​
Ревизская сказка 1850г.​
1859​
61​
556​
Артемьев А. И. Списки населенных местъ /Симбирская Губернія. — Санкт Петербургъ, 1862.​
Деревня удельная 2-го стана​
1883​
105​
633​
Волости и важнейшие селения Европейской России. Выпуск 4. Санктпетербург. 1883. Стр.70​
Шлемасс – деревня при реке Тале, мечеть, школа​
1884​
112​
275​
281​
556​
Список населенных мест Симбирской губернии. Симбирск. 1884г.​
1902​
527​
1913​
215​
1330​
Мечеть,медресе​

Так как Чамзинка, Проломиха, Шлемасс, Челдаево, Дракино, Коржевка, Чумакино и другие села были расположены на небольших расстояниях (от 2 до 7 км.) друг от друга и в окружении лесов – пахотных земель не хватало для нужд быстрорастущего населения. В связи с этим часть шлемасских татар переселились в Базарно-Сызганский район, образовав там Красный Шлемасс. В настоящее время это село исчезло: кто-то переехал в Базарный Сызган, а молодёжь разъехалась по городам, по новостройкам. Основные фамилии села Красный Шлемасс следующие: Алеевы, Бакеевы, Забировы, Захитовы, Масеевы, Минибаевы, Муракаевы, Сагитовы, Худабердины, Ямбулатовы, Яхины.

Некоторые семьи из Шлемасса уехали по вербовке на Дальний Восток. В 1939 году 9 семей из Шлемасса перебрались в Приморский край и работали в Тетюшском районе на лесозаготовках. Войну пережили там. Кстати сказать, местное начальство очень доброжелательно относилось к приезжим. Разрешалась и поощрялась разработка земельных участков на небольших полянах в тайге. Воровства не было. Тайга подкармливала людей кедровыми орехами, ягодами. Орехи семьи собирали впрок мешками, бруснику – бочками. Так глава семьи Салиховых Нургали Юсупович содержал семью из 9-ти человек. Каждый день он приносил большую буханку хлеба – паёк работающим. Иногда рабочие лесорубы получали консервы из американских поставок.​
 

simgen

Moderator
Регистрация
08.07.2018
Сообщения
8 715
Оценка реакций
333
Баллы
83
После войны большинство семей вернулось в родные края. По воспоминаниям Салиховой (Забировой) Сажиды, вместе с ними в 1949 году в Инзу возвратилась одна русская семья. Долго вспоминала Сажида Садыковна как их, желающих уехать, уговаривало местное начальство остаться жить в Приморье и как их встретило местное начальство в Шлемассе, не давая нормально жить. Царило полное беззаконие. Семья из 7-ми человек жила фактически на пенсию за трагически погибшего на работе в лесу отца семейства Нургали Юсуповича. Старший сын Измаил Нургалиевич, участник войны с Японией, служил в рядах Советской Армии. Мать, у которой на руках оказалось шестеро детей, не вступила в колхоз. Это и послужило причиной «особого» внимания к семье. Траву для единственной коровы – кормилицы собирали всей семьёй. Пасти бурёнку даже по окраине леса колхозное начальство не разрешало. Тех, кто отказывался от вступления в колхоз, притесняли во всем. Единоличников неоднократно облагали налогами. У тех, кто не мог оплатить зачастую непосильные налоги, отбирали все, вплоть до одежды и бытовой утвари.

Основным занятием жителей села, как и жителей большинства сел Карсунского уезда, было земледелие. Из зерновых хлебов и сельскохозяйственных растений повсеместно сеяли рожь, реже овес и пшеницу, кроме того, горох, картофель, конопля (киндраш), подсолнечник и др.

Широкое распространение в уезде в целом получили, так называемые, кустарные промыслы, в частности, разные виды древодельных промыслов - производство телег, повозок, саней, колес, колесных ступиц, гнутье дуг, ободьев и полозьев, выделка деревянной посуды, лопат, лукошек, колод и корыт, плетение лаптей, тканье рогож и заготовка кулей. Житель села Фатых Арифуллович Муракаев сохранил родительский ткацкий станок. Он умеет на нем работать и охотно демонстрирует это на праздниках Сабантуя в райцентре и Ульяновске, на различных ярмарках и праздниках.

Также выращивали коноплю (киндраш). Из нитей конопли изготавливали веревки, необходимые в быту. После соответствующей обработки, из нитей, полученных из стеблей конопли, ткали материал для штанов (киндер штан). По воспоминаниям наших дракинских и шлемасских бабушек, их деды носили вместо брюк киндер штан, которые держались на бечевках, изготовленных из нитей стебля конопли. А из зерен конопли получали растительное масло – «киндраш мае».

В одном из домов, отобранных в годы раскулачивания, сначала был сельсовет. Затем открыли медпункт, заведующими которого были: Санжапова (Салихова) Зегря Идиятулловна, Муракаева Нурия Фатиховна, (из Дракино Хайрова Надия Махмутовна, Рускаева Нурсаня Сенатулловна, Бакеева Нурия Губейдуловна), Ульянов Владимир Николаевич, Мешихина Татьяна Александровна. Во время отпусков их замещали медсестры из Коржевской больницы».​
 

simgen

Moderator
Регистрация
08.07.2018
Сообщения
8 715
Оценка реакций
333
Баллы
83

Из воспоминаний Н.М.Шамшиной (Хайровой), длительное время проработавшей в Шлемассе в медпункте:
«В послевоенные годы в селе жизнь была не сладкая. Все от мала до велика работали в колхозе. Получали расчет за работу после уборки урожая. А урожай был как правило скромный, были неурожайные годы. Зерна, полученного за трудодни не хватало, чтобы прокормить семью. Поэтому ткали – рогожу, для продажи государству и кормились до осени, и плюс продукты (в основном картофель), выращенные на своем огороде. В семьях в те годы было по 6-10 детей. Царила бедность, у многих была трахома, педикулез. Детей в школе еженедельно осматривали.

Долгое время в селе принимала учеников школа. Все годы своего существования школа была только начальной. Первым учителем был Шакир Абраров, получивший в свое время образование в медресе в г.Самарканде, по направлению известного промышленника Акчурина.

В разные годы учителями работали: Шакир Абраров, Нургали Абраров, Мазанов Идиятулла, Мазанова Наталья, Ягудин Исмаил, дракинцы Даудова Махируй и Валлиулла Алимбеков.

Т.к. школа была начальная (4 класса), дальнейшее обучение дети продолжали в Дракинской семилетней школе. Некоторые дети ночевали у родственников или знакомых. После семилетки обучение можно было продолжить в Коржевской десятилетке, так как в Коржевке открыли интернат, где дети сами топили, готовили еду для себя, так как столовой не было. Ночевать в интернате оставались в непогоду: мороз, буран или в дождливую погоду. Ходили пешком, так как колхозное начальство не выделяло транспорт. Расстояние до школы 8 км. Дети ежедневно 16 км проходили пешком.

Из воспоминаний Н.М.Шамшиной: «Несмотря на нелегкую жизнь, молодежь устраивала концерты, спектакли, помогали пожилым по хозяйству. Парни и девушки собирались в частных домах на так называемые «Вечерки», где после рабочего дня вечерами пели, плясали под гармошку играли в разные игры («фантик», «мост» (купер)), зимой катались на санях».

За все существование села, его жители, несмотря на тяготы и лишения, принимали непосредственное участие в жизни страны. Это касалось и строительства Засечной черты, и Отечественной войны 1812года, и революционных событий начала 20века, и Великой Отечественной войны.

Авторы хотели бы обратиться за помощью к жителям и выходцам с.Шлемасс, с.Красный Шлемасс. Нам необходимы любые материалы, фотографии, воспоминания, касающиеся этих сел для расширения и обогащения будущей книги. Авторство гарантировано будет сохранено. Наши координаты есть в редакции. Электронная почта: marat_zibirov@mail.ru


Зибиров М.Р. Зибиров Р.К.

 
Верх